Студенты столичного вуза помогают восстанавливать предметы из собрания Костромского музея-заповедника
В Костромском художественном музее-заповеднике идёт реставрация фондовых предметов. Сейчас здесь проходят практику студентки Московской промышленной художественной академии им. Строганова. Кропотливый труд помогает музею в выполнении важнейшей миссии — сохранении культурного наследия.
На протяжении месяца на базе Костромского музея-заповедника трудятся третьекурсницы Строгановской академии Дарья Навоева и Антонина Мясникова. Их специализация — восстановление предметов из металла.
Сейчас Дарья Навоева работает над бронзовой скульптурой. Это изображение академика Руднева — известного врача-инфекциониста. Главная опасность для таких скульптур — бронзовая болезнь, незаметная снаружи и поражающая предмет изнутри. Диагностика этого процесса — задача сложная и трудоёмкая.
Дарья Навоева: «Работа реставратора даёт возможность почувствовать себя исследователем. Это сравнимо с работой врача, так как каждый памятник индивидуален. Разные сплавы металла абсолютно по-разному реагируют на все процессы реставрации. И, что важно, у каждого памятника своя история. После реставрации мы должны вернуть предметам экспозиционный вид, потому что памятники культуры и быта — это материальные носители истории».
Антонина Мясникова реставрирует оклад с иконы Феодоровской Божией Матери. Предмет выполнен из латуни, с серебрением и золочением: «Это одна из самых сложных задач. Здесь много мелких деталей. Нужно удалить окислы, потемнения, патину. С цветными металлами работать достаточно сложно, поскольку они сильнее реагируют на реактивы и чаще подвержены коррозии», — отмечает реставратор. Сейчас её работа завершается, и оклад выглядит почти таким же, каким его создал мастер конца 19-начала 20 века.
Студентки успели поработать ещё над несколькими музейными предметами. Важнейшим экспонатом стала риза к иконе Георгия Победоносца. Оклад относится ко 2-й половине 19 века. Риза довольно хорошо сохранилась, но были опасные очаги коррозии и поверхностные загрязнения. Сейчас ризу восстановили и законсервировали. Сама икона ещё находится на реставрации, параллельно уточняется её возраст: есть предположение, что этот музейный предмет всё же относится к 18 веку. Это покажет дальнейшее исследование.
В работе у студенток оказался и предмет совершенно иного плана — ригель, это ювелирное оборудование из фондов Красносельского музея ювелирного и народно-прикладного искусства. Предмет был покрыт коррозией, которая разъедала памятник изнутри. В итоге удалось ликвидировать коррозийные очаги и провести консервацию предмета.
Работу студенток курирует руководитель отдела реставрации Костромского музея-заповедника Антонина Шувалова: вместе они выбирают памятники, находящиеся в аварийном состоянии и нуждающиеся в реставрации.
«Сейчас в Москве на реставрации около 30 икон из фондов Костромского музея-заповедника, плюс 9 картин в Глазуновской академии, 9 картин - в Суриковском институте. Идут переговоры, чтобы ещё отправить живопись на реставрацию», - отмечает Антонина Шувалова.
Главный хранитель Костромского музея-заповедника Сергей Рябинцев выражает благодарность руководству Строгановской академии и персонально профессору Данилу Чавушьяну — Заслуженному художнику РФ, кандидату искусствоведения, заведующему кафедрой «Художественная реставрация металла»: именно он сыграл большую роль в том, чтобы практика студентов на базе нашего музея состоялась.